Инженерное дело в России.
История зарождения и развития.
В русской армии XVI века инженеры назывались «розмыслами». История Русского инженерного корпуса в допетровское время скрыто глубокой тайной, хотя и во-времена Ивана Грозного Русская артиллерия и фортификация были на высоком уровне, а слава Русского оружия не меркнет в веках! Понятие "инженер" пришло в Россию в виде термина "ingeniur". Первым его употребил российский философ-просветитель, один из советников "ученой дружины" Петра I Василий Никитич Татищев. Просвещая "российский люд" по этому вопросу он "разъяснял: "ингениуры — это такие люди,"... которые... острый смысл имеют... особливо к механике и всяким хитрым вымыслам...".К сожалению, Пётр I ввёл на Руси пагубную традицию "технологического" преклонения перед "западом" (Западно-Европейцами и США), бесперспективный импорт технологий и приглашение иностранных специалистов на ключевые позиции в науке и индустриальном производстве, что сильно осложнило жизнь Русским изобретателям-самородкам. Ломоносов, Кулибин, Черепанов, Попов, Можайский, Жуковский - имена Русских инженеров, разработки которых имеют абсолютный приоритет в мире, но не получили признания в Российской Империи, где главенствовали иностранцы!
Кровавая бойня Первой Мировой (Империалистической) войны значительно сократила Русский инженерный корпус - после гибели "кадровой" армии, царское правительство было вынуждено призвать на командные должности гражданских специалистов. К счастью, Русскую инженерную школу удалось сохранить, и после окончания Гражданской войны началось Возрождение Русского инженерного корпуса. Индустриализация народного хозяйства в СССР в 30-х - 40-х годах раскрыла широкое поле деятельности для Русских инженеров. Всего за 10 лет, опираясь на новейшие технологии закупленные за рубежом, молодые Советские инженеры смогли создать мощнейшую тяжёлую индустрию, разработать и запустить в широкомасштабное производство уникальную военную технику высочайшего уровня - оружие нашей победы над мировым фашизмом, и наконец, вывести СССР в мировые лидеры!
В 40-х - 80-х годах, в период "холодной войны" и полной изоляции "железным занавесом" от западных технологий, Русскими инженерами были достигнуты наибольшие успехи. И именно высочайший уровень Русской - (Советской) инженерной школы позволил создать уникальную военную технику, которая даже сейчас, через 20 - 30 лет после разработки, является вполне конкурентноспособна! Мы пошли своим путём, перестав оглядываться на запад, и только благодаря этому, мы пока ещё имеем современные высокотехнологичные производства.
Русский подход.
Особенности Русской инженерной школы.
Русская - (Советская) инженерная школа сформировалась под влиянием специфических факторов России. Их несколько.- Простота конструкции. Этот параметр вызван резким разрывом уровня развития технической интеллигенции России и основной массы населения страны - пользователей мировых научно-технических достижений.
- Ремонтопригодность. Традиционные для российской глубинки проблемы с техническим обслуживанием и ремонтом техники, требует закладки этого фактора в конструкцию изначально.
- Эксплуатационная надёжность. - Не ресурс, а именно способность техники работать в самых экстремальных условиях: в грязи, в жару, в песке, без регламентного обслуживания, без соответствующих ГСМ и запчастей - делает продукцию Русской инженерной школы почти "не убиваемой" в самых неподготовленных руках и чрезвычайных ситуациях.
- Технологичность изготовления, доходящая почти до примитивизма. Вечная для России ограниченность ресурсов, в том числе и доступных материалов и производственных мощностей, заставляет российских разработчиков принимать удивительные по своей простоте, и вместе с тем, эффективности технические решения, которые для иных инженерных школ просто недостижимы.
На Западе русские инженеры зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. И главным образом, за счет особой ментальности. Там, где европеец стремится к точности, а китаец - к детализации, русский добивается того, чтобы система работала любым способом. Там, где европеец склоняется к компромиссу и золотой середине, человек русской культуры стремится к широте и выходу из проблемы для решения этой проблемы. Если надо решить задачу, российские ученые не избегают грубых решений, будучи уверенными, что детали будут осмыслены и доделаны потом, если потребуется. В результате российская широта позволяет соединять все и вся, то есть находить новые нетривиальные решения и принципы на любом уровне и в любом месте. Все это совершенно не похоже на подход немца, американца или японца.
Именно поэтому наша техника плохо приживается в так называемых цивилизованных странах, но не имеет себе равных в песках Африки или джунглях Южной Америки. И недаром в инженерных кругах России до сих пор бытует присказка на эту тему: "сложно и дурак сделает, ты сделай просто"...
Мой собственный опыт работы на Западе дает мне основания сделать следующие наблюдения. Если взглянуть на особенности процесса познания в России и на Западе, то, несмотря на формальную одинаковость инженерных процессов, можно выявить существенные различия. Инженеры на Западе довольно своеобразны. Они все очень хорошие узкие специалисты, но целостного мировоззрения у них нет. Поэтому их метод разработок затратен. Они не способны на крупные предвидения. Они должны отработать все кирпичики реальности и только потом идти дальше. Более того, они стремятся не допускать столь уж резких прорывов, если только от них не будет немедленной отдачи в виде прибыли.
Падение в бездну.
"Перестройка" и "демократизация" общества, волна дискредитации СССР, накрыла и уничтожила не только СССР, но и неразрывно связанный с ним Советский Инженерный корпус, что привело к небывалому в истории исходу Русских специалистов за рубеж! Невостребованные на Родине, "Русские" ИНЖЕНЕРЫ действуют в мире весьма успешно. Более того, практически каждый десятый ИНЖЕНЕР в Конструкторских Бюро всемирно известных Фирм - „BOSCH“, „SIMENS“, „MERCEDES“, „AUDI“, „JOHN DEER“ и т.д. является выходцем из бывшего СССР! А это безусловно подтверждает ВЫСОЧАЙШИЙ УРОВЕНЬ СОВЕТСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ!И перспективы улучшения ситуации, - более чем туманны. Как указывается в отчете Всемирного Банка : "... отдельные данные свидетельствуют о том, что студенты поступают в элитные технические вузы, полагая, что это наилучший способ получить въездную визу в США и устроиться на работу в ведущие американские компании в сфере высоких технологий ..."
Привлечение квалифицированной рабочей силы очень выгодно для Запада. США на привлечении одного ученого-обществоведа из-за рубежа в среднем экономят 235 тыс. долларов, инженера — 253 тыс., врача — 646 тыс., специалиста научно-технического профиля — 800 тыс. Некоторые исследователи связывают небывалый подъем американской экономики эпохи Клинтона с массовым приездом ученых и вообще интеллектуалов из бывшего СССР. Эти цифры показывают, что переманивать «умы» выгодно, а отдавать их — нет. Многие, уезжая за границу, сначала думают, что они выехали на 2-3 года, потом они оказываются в такой среде и с такими возможностями для работы, что они понимают - вернувшись в Россию, им придется бороться за выживание каждый день, а там у них есть все, что нужно для нормальной жизни.
К сожалению, безмозглое отрицание всего, что связанно с СССР, и в первую очередь советские экономические методы и инженерные достижения, привело к значительному отставанию промышленного развития России от Запада, зти методы и разработки беззастенчиво укравшего и широко использующего. Тем более, что как правило, "сотрудничество" с иностранными компаниями связанно с передачей технологий только в одну сторону. Так например, в офисе компании Westinghouse в Питсбурге собран полный комплект копий технической документации АЭС Украины. А следующим шагом такого "сотрудничества" является экспансия на традиционные российские рынки... Наши-же изобретения продают нам в три-дорого под иностранными вывесками!
Инженерное дело в наши дни.
Экономическая ситуация в современной России катастрофическая. Страна с успехом разбазарила не только сырьевой ресурс, но и свой научный и инженерный потенциал. Работая за рубежом, я встречал десятки соотечественников, работающих в разных фирмах. На одной из них мне довелось видеть отдел, целиком укомплектованный специалистами Министерства авиационной промышленности! Вспомните, научный потенциал страны на 2/3 еще недавно был представлен специалистами КБ и отраслевых НИИ. Где они теперь? Да где угодно – в торговле, в офисах, в охране… Это тоже утечка, и наиболее массовая и катастрофическая."Россия стремительно падает в пропасть полного научно - технического краха, а состояние всей инновационной сферы не может расцениваться иначе чем катастрофическое. Если не будут приняты экстренные и кардинальные меры по исправлению данного положения, страна, уже в обозримой перспективе, может прекратить свое существование как независимое государство."
Ушел в небытие целый слой общества – инженерная интеллигенция, при полном безразличии общества к судьбе этих людей. Об этом ни один политик, ни один представитель научного ареопага ни разу не заикнулся. А ведь без этих людей ни одно из фундаментальных открытий не станет заводской технологией и не найдет своего адресата.
Верховные правители России, при активной поддержке губернаторов, с высоких трибун зазывают в Россию ведущих специалистов - "соотечественников", достигших успехов за границей, но даже и не задумываються над тем, куда и как их правильно использовать, когда те действительно приезжают! Тема "приложения" знаний и опыта этих специалистов никого в России не интересует... . Здесь ты никому, кроме близких, не нужен. Твои знания, опыт – это только твои проблемы. Государственная власть в очередной раз отрекается от своих обязательств и людей ей поверивших. Главная проблема заключается в том, что все "тёплые" и высокооплачиваемые места давно уже заняты "нужными" людьми, и хотя они неэффективны в силу своей инертности, зато "свои" люди не пытаются сломать сложившуюся систему и лишить руководителей комфортабельного "почивания на лаврах".
И до революции, и в первое время после нее огромный вклад в отечественную науку, в определение приоритетов ее развития и т.п. вносили ученые, возвращающиеся в Россию (СССР) после работы за рубежом. Нынешние "утекшие" в большинстве не рвут личных, научных и культурных связей, и не их вина, если родина не создает условий для более тесного взаимодействия. Если молодой человек, сколько бы ему не сулили, видит, в каком состоянии живут российские инженеры, он никогда не пойдет по этому пути. Это первый момент. Придется наладить жизнь и у тех, кто есть в России сейчас. Это просто неизбежность. Семья – очень мощный фактор, который будет удерживать человека за границей. Дети, не знающие русского, и относительно плохо образованные по сравнению со своими российским сверстниками, являются очень серьезным препятствием к возвращению.
Руководители современных предприятий полностью игнорируют системный подход к организации производства и наделяют ИНЖЕНЕРОВ несвойственными им обязанностями. Например в сельскохозяйственном производстве ИНЖЕНЕРАМ нередко приходиться самостоятельно выполнять слесарные работы и управлять сельхозмашинами, а средняя заработная плата ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА достигает 10 тыс. рублей в месяц! Но и в городах ситуация ничем не лучше - средняя зарплата ИНЖЕНЕРА - КОНСТРУКТОРА в регионах составляет 16 тыс. рублей в месяц... (ситуация в Москве специально не обсуждается - так как это не Россия, а другое государство!).
Самое парадоксальное в этой ситуации, что "русский" бизнес и госаппарат абсолютно не способны уразуметь "что есть суть инженерная" и понять зачем ИНЖЕНЕРЫ им вообще нужны! При активной помощи "демократических" СМИ, в России формируется устойчивое мнение, что достаточно закупить за границей дорогостоящее оборудование и всё заработает само собой... .
Зарплата инженера в Калужской области.
по информации "МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ" Калужской области.
- ООО "ФИЛИН-АГРО" БАРЯТИНО, ИНЖЕНЕР ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА, ЗАРПЛАТА: от 10000 РУБ.
- СПК "ЖЕРЕЛЕВО" КУЙБЫШЕВ, ИНЖЕНЕР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: МЕХАНИК, ЗАРПЛАТА: 5000 - 8000 РУБ. ЗАО "ВОЛЬВО ВОСТОК" г. КАЛУГА, ИНЖЕНЕР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. ПРИМЕЧАНИЕ: ОПЫТ В КОМП."ВОЛЬВО", АНГЛ., ШВЕД.ЯЗ., ПОСЛЕПРОДАЖНОЕ ОБСЛ. ЗАРПЛАТА: от 15000 РУБ.
- ООО "ТАШИР-ПЕРИТУС" г. КАЛУГА, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР, ПРИМЕЧАНИЕ: КОНТРОЛЬ ЗА МОНТ. ОБОРУД. ПО ПР-ВУ СТРОИТ.МАТЕР., ОПЫТ, Ж. АНГЛ.ЯЗ. ЗАРПЛАТА: 15000 РУБ.
- ФИЛИАЛ ФГУП "НПО ИМ. С.А.ЛАВОЧКИНА г. КАЛУГА", ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ТУРБИНОСТР-Е, ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ, ЗАРПЛАТА: от 15000 РУБ.
- ОАО "СКТБ РАДИООБОРУДОВАНИЯ" г. КАЛУГА, ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ВЕДУЩ., МЕХАНИК, ПО ВЫПУСКУ РАДИОЭЛЕКТР. ИЗДЕЛИЙ. ЗАРПЛАТА: от 16000 РУБ.
Недавно один специалист по проблемам экономической отдачи от науки спросил, сколько надо платить, чтобы люди вернулись? Большинство сходятся в том, что если платить половину западной зарплаты, то-есть не менее 100 тыс. рублей в месяц, то половина вернется.
- Обратите внимание, господа, что в Германии за эту-же работу платят минимум 4 тыс. евро в месяц, то-есть средняя зарплата ИНЖЕНЕРА - КОНСТРУКТОРА в Германии в 10 раз больше чем в России!
Что нас ждёт и что делать?
Политические катаклизмы последних двадцати лет в России, отбросили в глубокое прошлое и привели в упадок народное хозяйство и транспорт, затормозили разработки нового высокотехнологичного оборудования. В таких условиях, покупка бывших в употреблении импортных "Высоких Технологий", не позволяет достичь желаемого результата и приводит к технологической зависимости, и напротив, новые, высокоэффективные "прорывные" технологии позволяют выйти в лидеры на мировом рынке, обрести независимость и диктовать условия и правила рынка.Программа инновационного развития страны, обнародованная в Послании президента, это то, чего так долго мы ждали. Для нас это в первую очередь значит только одно – мы станем опять нужны. Инновационный путь развития – это революционный поворот в развитии всей страны. А такие процедуры без мобилизации и концентрации ресурсов невозможны. Так же, как невозможно реализовать потенциал ресурсов без четкого плана, а точнее, госплана, реализация которого закреплена законодательством. Но я никак не могу освободиться от некого чувства дискомфорта и беспокойства, знакомясь с программными положениями. Есть что-то недосказанное – не предложен механизм ее реализации!
В любом НИИ и КБ, в любом ВУЗе, на любом производстве, сразу же после создания "первого" отдела, - создавался отдел патентный, через который проходили все без исключения новые разработки. Любая техническая диссертация в обязательном порядке должна была содержать раздел патентных исследований по тематике работы. Выходили сотни отчетов, обзоров, и исследований зарубежных разработок, которые обязан был штудировать любой, кто был хоть как-то причастен к научно-технической деятельности. Все это гарантировало мировую новизну и актуальность работ. Параллельно, - существовала мощная система поддержки инноваций во всех сферах и на всех уровнях государства, - начиная с бесплатной помощи в оформлении всех необходимых документов по заявке, через систему ВОИРа, и заканчивая развитой системой ведомственных премий и даже льгот по квартплате для изобретателей и рационализаторов. Все это, в совокупности, - позволяло государству удерживать мировой паритет в научно-технической сфере, и как следствие - сохранять фактическую независимость на мировой арене.
А ведь в своё время, в СССР существовала мощная система поддержки инновационной деятельности вообще, и патентования результатов научно-технической деятельности в частности. Треть всех изобретений мира регистрировалось в СССР.
Ничего этого - больше нет, - все разрушено до основания. Как прямо указывается в докладе Всемирного Банка "... инновационная система России лежит в руинах ...". 5.000 "научных" организаций, совокупным штатом в 900.000 человек, "выдает" на мировой инновационный рынок не более 40 патентов в год (об их "качестве" - скромно умолчим). Количество внутренних патентных заявок от авторов РФ - ежегодно сокращается минимум на 8%-10%, а вот от зарубежных - растет на 26%. В такой ситуации "слепой" импорт "Западных" технологий и "забугорная помощь", означает полное искоренение Русского Инженерного корпуса и окончательную утерю знаний и опыта, накопленных многими поколениями Русских Инженеров, что приведёт к Технологической зависимости от "Запада" и утери Россией суверенитета.
Автор: Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов "The Russian Engineering" © Январь 2010.
Переход к источнику